Первые хип-хоперы появились в бедных кварталах Нью-Йорка в конце 70-х годов. Они совершенно не походили на нынешних прилизанных рэперов. Пионеры ХХ были очень плохими мальчиками из Южного Бронкса, нередко гангстерами. Они не собирались заниматься шоу-бизнесом, не стремились покорять радио-эфиры. Они просто жили, торговали наркотиками, делили сферы влияния и ... тусовались. Общаться, выражать свои чувства им было проще, начитывая рэп. Для них это было естественно, ведь они были чёрными. В то время огромной популярностью пользовался Джеймс Браун. На своих концертах этот фанкер вытворял такое, что нашему суперпластичному и ужимистому Троллю даже не снилось. Движения Брауна понравились агрессивным темнокожим ребятам, которые стали повторять эти движения на улицах Бронкса, превращая несложные движения в определенный стиль танца и постепенно усложняя их, тем самым демонстрируя свое превосходство над товарищами по тусовке. Со временем появился "брэйкинг" - разновидность хип-хопового танца (нижний брэйк). Она состоит из топроков (top_rock), апроков (up_rock), футворков (footwork), закруток (speening moves) и фризов (freeze). Бибоинг как танец пришёл из Бронкса, района Нью-Йорка. Само выражение "B-boy" так же как и "B-boying" придумано DJ Kool Herc'ом - тусовщиком и организатором знатных вечеринок в Бронксе. "Bboys" означает "break boys", или дословно - "брэйк-парни", но смысловая нагрузка слова подразумевает "ребята, танцующие под ломанные ритмы". Сначала народ занимался только верхним брэйком (uprocks, toprocks), но настоящие bboys должны были уметь ВСЕ! Поэтому и придумывалось уйму разных движений в процессе отрабатывания этого "всего" :). Бытуют различные подходы у брейкеров, которые делают упор на стиль и силу движений. Некоторые концентрируют внимание на powermoves и их комбинациях, другие показывают свой стиль и индивидуальность с помощью footwork'a и фризов. Rock Steady Crew с помощью стиля показывает индивидуальность танцора. Но даже при всей навороченности движений очень тяжело придумать что-то свое индивидуальное. Power Moves не идут с битами, если они вращательные движения. Они ближе к акробатическим движениям, чем к танцу. Поэтому Rock Steady Crew использовали footwork-базу как стиль брэйка 1990 года. Брэйкинг - самый популярный стиль в Хип-Хоп культуре, он облетел весь мир, в то время как сам Хип- Хоп и Хаус прижились лишь в USA и Японии. Посмотрите на историю freeze'ов - они как составляющее брэйка существовали уже в начале 60-х годов, а в 70-х уже были люди, танцующие что называется ранний bboying. Их стиль танца был назван "Good Foot" - как одна из записей Джеймса Брауна. Good Foot был первым фристайлным танцем, соеденившим в себе закручивания и прыжки и стал началом брэйкинга. Лучший способ описать Good Foot является, согласно Майклу Холману, представить марширующий парад, когда марширующие задерживают ногу на высоте колена перед ударом, а потом резко опускают ее и одновременно поднимают другую ногу. Пока DJ's находили новые пути расширить брэйкбит на записях, у танцоров было много времени на создание новых движений. Вскоре такие движения как падение и выпрыгивание на ноги под биты стали посредственными и поколению bboy'ев, придумавших эти движения дали кличку "boie-oie-oings". Footworks пришли когда в результате падения брэйкеры поддерживали на руках тело для освобождения ног, чтобы делать гимнастические шаги, разнообразные ерзанья и свипы. В Бруклине все это было отработано и названо "Brooklyn Rock", или же просто "Uprock". Когда некоторые ранние движения стали стабильными, начал вырабатываться определенный стиль. Знаменитым первым поколением bboy'ев были "Nigger Twins", "Clark Kent", and "Zulu Kings". Среди легендарных персонажей времени нелья не отметить Africa Bambataa, лидера Zulu Nation. Его крю Zulu Kings впервые перенесло брейк-данс с маленьких нью-йорских улочек на сцену. Первые выступления состоялись в культовом клубе Roxy. Изначально там собирались роллеры, однако после того как хозяева клуба организовали музыкальные вечера по понедельникам, средам и пятницам, там начали тусоваться и ди-джеи, и рэпперы, и брейкеры. В 1972 и 1973-м годах в маленьком городке между Сан Франциско и Лос Анджелесом семья из парней придумала кое-что свое. Они назвали это "свое" Electric Boogalo. Pistole Pete и его братья придумали новый стиль балгодаря комбинированию локинга, РОБОТА и немного мимических комбинаций. Вместо движений тел "вне контроля" (Локинг) или наоборот - в полном контроле (Робот) они как бы пропускали волны энергии через тело, изгибая руки, ноги, грудь, шею и голову. Electric Boogalo было практически совершенно новым стилем благодаря "волнам", но для полного стилизма нехватало только фиксации из стиля "Робот". Практически мгновенно волна Electric Boogaloo захлестнула Лос Анжелес и стала конкурентноспособной по отношению к локингу. Electric Boogalo (или как сейчас он называется - Electric Boogie) покорил NY, а затем и Los Angeles. Это было любопытно - скрестить брэйкинг и локинг в одну суб-культуру. Electric Boogie заботится только об имитировании тела течения реки или молнии, где брэйкинг не природен, резок и антигравитационен. И это вечное соревнование в искусстве - "кто лучший" - завораживает. Как говорится, "если мой брэйк тебя не победит, то мой Буги поставит тебя на колени". Впрочем, к началу 80-х годов все направления хип-хопа слились в одно целое. Где-то в 1977 брэйкинг утратил свою популярность вместе с черными ребятами и практически умер. Однако, брэйкинг вернулся с новым поколением bboy'ев. Это были пуэрто-риканские ребята, которые не только подняли брэйк из пепла, но и вознесли его на следующий уровень развития. Они внесли в него много элементов акробатики и гимнастики и сообразили много новых движений. Такие bboys как Crazy Legs из Rock Steady Crew, который был под влиянием Jimmy Lee и Joe Joe, членов сегодняшней команды Rock Steady Crew, внесли новые движения, такие как Backspin и Windmill. Естественно, участвовали в процессе разработки новых движений и другие bboys - такие как Lil Lep из NY City Breakers. Не обошлось и без влияния на брейк-культуру такой яркой звезды как Брюс Ли. Популярность фильмов о Кунг Фу в середине и к концу 70-х по всему миру, а особенно в NY, очень сильно ударила по стилю "bboying". В него перекочевало много примеров рукопашного боя - например, Windmill пришла из Кунг-Фу - с ее помощью боец поднимался с пола. Путем повтора подъемного движения родилось движение Windmill. В 80-х bboying имел самую большую популярность. Впервые представлен и всплыл наружу в массы bboying в фильме "Flashdance" - 1983 год. (Правда, перед Flashdance были уже фильмы с брэйком, но в этом он был более ярко выражен). Даже несмотря на то, что в этом фильме bboying не очень ярко светился - просто отрывки про танцы на улицах, этого было достаточно, чтобы во всем мире народ стал интересоваться стилем брэйкдэнс. После Flashdance появились фильмы "Breakin'", "breaking'2", и "Beat street". "Beat street" произвел большое впечатление, потому что в нем присутствовала сцена танцевального сражения между Rock Steady Crew и NY City Breakers. Bboying стал очень популярным как breakdance во многих ТВ и радио репортажах. Но как только breaking перестали показывать по телевизору у людей появилась причина подумать, что breaking - это всего лишь кратковременное увлечение. Многие подумали что Breakdance умер, а некоторые bboys перестали им заниматься. ТВ забило на bboying. Но не смотря ни на что в районе 1985-86 года bboying снова проявился, захватывая вновь и вновь основным на то время верхним стилем - "Робот". Повторное возрождение bboying"a попало на 90-е годы. Не известно, как это случилось, но это случилось не без поддержки настоящих bboy'ев, которые не оставили bboying и поддерживали его весь период застоя. Впрочем, существует версия, что второе, а точнее третье дыхание bboyingу дала Калифорния, где он стал бешено популярным в 90-е годы. Жду вопроса: чем же знаимаются брейкеры сегодня? До сих пор ежегодно устраиваются Высшие Степени мастерства по брэйкингу и годовщины Rock Steady Crew. Их цель - поддержка BREAKING-культуры в мире и переход ее на следующий, высший уровень. Хотя, стоп. Сначала поподробнее о Rock Steady Crew. RSC была создана Jimmy D и его друзьями. Он, Easy Mike и CN просто сидели в гостях у JoJo и решили организовать команду. В то время была популярна техника танца the Rock, и они решили назвать свою команду Rock Dance Crew. Однако, название практически моментально большинством голосов было изменено на Rock Steady - ведь они хотели увековечить свой танец (steady - (англ.) постоянный, неизменный). Так, в 1977 году появилось название Rock Steady Crew. В первоначальный состав входили: Jimmy D, Jimmy Lee, CN, Alomack, JoJo, Easy Mike, Chase и Weebles (именно он придумал волну руками). В 1979 к ним присоединились CrazyLegz и Lenny Len. Для того, чтобы стать членом коллектива, надо было пройти танцевальный поединок. Эта традиция сохранилась и по сей день. А что же мы? В совок все, как обычно, пришло с опозданием на десятилетие. Где-то приблизительно в середине 80-х на улицах крупных городов начали появляться странно одетые молодые люди. Они носили высокие кроссовки, пёстрые куртки и танцевали нечто отдаленно напоминающее брейк. Сами того не зная, они-то и были первыми "красными" хип-хоперами. Так, в сердце советов - Москве - сначала они тусовались на площади Ногина, потом перебрались в Лужники и, наконец обосновались в Олимпийской деревне, в легендарном месте с детским названием "Молоко", в котором танцевались совсем недетские танцы. Довольно часто мне задают вопрос, а зачем нужна теория - тоесть все изложенное выше. Во-первых, теория необходима, чтобы по-настоящему врубиться в брейк-данс. А для этого надо понимать, что он принципиально отличается от любых других танцев тем, что не является простым чередованием движений. Брейк, как и граффити и бординг - это вечное соревнование. Несмотря на то, что он очень быстро вырвался за границы негритянских гетто, его сущность не изменилась, брейк остался способом доказать своё превосходство. Во-вторых чтобы не сморозить глупость, оказавшись в тусовке хоперов, надо знать, что в брейк- дансе существуют две школы: старая и новая. Вообще-то изначально танец представлял собой незамысловатые движения, лёгкое, ненапряжённое скольжение ногами, а также жёсткие фиксаци тела в определённых положениях. Тогда в конце 70-х наибольшее внимание уделялось пластике. Нынче в большой моде совсем другие пляски. Новая школа берёт за основу всевозможные кручения на голове, спине, руке, экстрим и эритаж. Упор в новом (иначе говоря, нижнем) брейке делается на акробатику и силовые движения. Существует даже мнение, что новая школа больше напоминает спорт, чем танец. А вообще брейк делится на на брейкинг, попс, электрик-буги, локинг, кинг-тат, футворк, силовые движения. Настоящий танцор должен уметь не просто уметь двигаться, он должен грамотно соединять все стили в своём танце, переходить от одного к другому. Хип-хоп вобрал в себя тьму разных музыкальных направлений. Во-первых, к культуре ХХ века принадлежит, конечно же рэп, основа всех основ. Как утверждает ШеFF: "Настоящий неискуственный рэп - это просто окружающая нас информация, пропущенная через призму восприятия одного человека и выданная в форме речёвки". Тем не менее - сейчас коммерческий рынок переполнен продукцией на самый разный вкус - от посового так называемого "хип-хопа" - NaNa, Papa Bear, Puff Daddy etc до чего-то более стоящего - Propellerheads, Beastie Boys, Мальчишник, Chemical Brothers. Последняя вещь, которая вышла в широкие масштабы и идеально подходила для бибоев - это диск с смиксованными олдскул (и не только) треками, великолепно отвечающим запросам самого требовательного брэйкдансера - The Prodigy - "Dirtchamber Sessions vol 1". Иногда попадаются редкие диски в совсем неожиданных местах - например компакт "Grandasters of RAP" с отменным олдскулом, который не раз можно было услышать на Битвах Года по брэйкдансу - не поверите, но купили его за 5 гривен на Радиорынке. Вообщем, копайте всякие сборники в поисках тех самых исполнителей, музыка которых заставит ваши ножки выделывать отменные па, а кроссовочки с тремя полосочками - дымиться и плавиться. Если же не знаете, с чего начать изыски - я вам намекну. Любителям стиля электрик буги и верхов в целом подойдут: West Street Mob, Afrika Bambataa, Kraftwerk (некоторые темы - лучше всего эти протяжные электро звуки использовать для кладки на бит), Bomfunk MC's (некоторые вещи - такие как (чего-то там) Emcee - чего-то не помню полностью), ну и конечно Мальчишник с кучей тем, в которых ярко отображается музыка начала 90-х. Еще можно посоветовать 2Live Crew. Для брэйка подойдут все остальные композишки таких авторов как Fatboy Slim (молчу! молчу! знаю что надоел!), Chemical Brothers, Coldcut ... ну вообщем там я уверен что вы знаете сами не хуже моего :-)... потом приходите на тренировочку, ставите и вперед - колбасить, мутить, придумывать и отмачивать фишки!!!!!!!